Cистема управления эксплуатационными расходами для Казахстанской железной дороги

Cистема управления эксплуатационными расходами для Казахстанской железной дорогиИнформационно-аналитическая система управления эксплуатационными расходами (ИАС УЭР) — это программный комплекс, предназначенный для расчета себестоимости грузовых и пассажирских перевозок локомотивного хозяйства.

Заказчик системы:

АО «Локомотив», дочернее предприятие ЗАО «Национальная компания Казахстан Темир Жолы» (Казахстанская железная дорога), поставщик услуг тяги на территории Республики Казахстан. Проект возглавлялся профессорами из Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС).

Цель системы:

Обеспечение  возможности более точного расчета себестоимости перевозок по депо, обоснование формирования бюджета и утверждения тарифов на услуги предоставления локомотивной тяги.

Подробно о системе:

Период разработки системы от момента постановки задачи до внедрения в опытную эксплуатацию на рабочих местах экономистов АО «Локомотив» составил всего 3 месяца.

Система выполнена на основе программного комплекса поддержки принятия решений (СППР), использованного при разработке экспертной системы Северо-Муйского тоннеля (ЭС СМТ), созданной компанией VGroup. Благодаря высокой функциональной гибкости и универсальности интерфейса, СППР в кратчайшие сроки была адаптирована для предметной области локомотивного хозяйства, была построена модель его функционирования и запрограммированы необходимые алгоритмы методик расчета.

ИАС УЭР обеспечивает:

  1. Расчет зависящих расходов, приходящихся на количественные показатели работы локомотивного хозяйства в среднем по сети по видам тяги и основным видам работ.
  2. Расчет себестоимости перевозок (грузовых и пассажирских) для каждого локомотивного депо и всего локомотивного хозяйства в целом.
  3. Автоматический ввод исходных данных из форм внутренней отчетности Заказчика в виде электронных таблиц Excel посредством импорта данных в систему.
  4. Вывод отчетной сводки по полученным результатам в виде электронных таблиц Excel. Система представляет собой пользовательский интерфейс работы с базой знаний и геоинформационную подсистему для отображения и интерактивной работы с картой казахстанской железной дороги.

Система в настоящее время обладает следующими основными возможностями:

  1. Точное отражение технологических параметров и факторов работы предприятий локомотивного хозяйства в группировке расходов.
  2. Безусловное следование стандартам, определяющим структуру всех видов работ предприятий локомотивного хозяйства в статьях номенклатуры расходов по основной деятельности железных дорог. 
  3. Расчет и анализ расходных норм предприятий локомотивного хозяйства с разной степенью агрегирования и уровнями управления.
  4. Использование геоинформационной системы в представлении и использовании исходных данных и результатов расчетов.
  5. Формирование и сопровождение проблемно-ориентированных баз данных, содержащих технико-экономическую информацию и результаты вариантных расчетов на сетевом уровне и на уровне депо.

Ожидаемые результаты от внедрения и эксплуатации ИАС УЭР:

Применение методики расчета на основе расчетных ставок позволит:

  • производить расчеты расходов и доходов на различных уровнях управления предприятия;
  • анализировать полученные результаты по эксплуатационной и ремонтной деятельности;
  • увеличивать эффективность структурных преобразований на железнодорожном транспорте.

Автоматизация расчета себестоимости услуг снизит трудовые и временные затраты на формирование тарифов, а также позволит прогнозировать и учитывать параметр инфляции и оперативно реагировать на изменение факторов, влияющих на величину расходов и значение себестоимости на услуги АО «Локомотив».

Одна из целей реализации системы с точки зрения АО «Локомотив» — возможность предоставления прозрачной и выверенной информации в агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ Республики Казахстан).

В системе реализованы все предъявленные к ней на настоящий момент требования, она легко модифицируема и имеет большой потенциал для дальнейшего развития.

Скриншоты: 

Лого: Cистема управления эксплуатационными расходами для Казахстанской железной дорогиКарта: Cистема управления эксплуатационными расходами для Казахстанской железной дороги